СОБРАНИЕ на тему:
«Как отвечать на детские вопросы?»
Цель:
* показать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника;
* дать родителям знания о сущности детских вопросов, их видов;
* формировать потребность грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности.
Вопросы ребёнка отражают… глубокую жизненную потребность: они служат своеобразным выражением умственного голода, первыми искрами самостоятельной живой мысли ребёнка. Взрослые должны с большим вниманием относиться к вопросам детей, для того чтобы из вспыхнувшей искры разгорелось яркое пламя. Е. А. Аркин
Т е к с т в ы с т у п л е н и я п е д а г о г а
Общение – одна из социальных потребностей ребёнка.
Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребёнка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные трудности. К детским вопросам и высказываниям нужно относиться серьёзно, не отмахиваться от них.
Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и учителей.
В основе детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.
Содержание детских вопросов разнообразно.
Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для взрослых. В педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы. Рассмотрим эти требования.
Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задаёт вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Ребёнок рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.
Следующее требование – краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К сожалению это требование часто нарушается. Так, на вопрос шестилетнего Коли «Откуда взялся первый человек?» отец принялся рассуждать о происхождении человека от обезьяны. Разъяснение отца мальчик понял по-своему. На другой день Коля делился своими знаниями с друзьями: «Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня». Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребёнка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последовательность. Иногда ответы взрослых не удовлетворяют ребёнка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко: «Для всего знания приходит своё время». В дошкольные годы опасно превратить ребёнка во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал, всё усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребёнка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребёнка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».
Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребёнку ответ. Нельзя стыдить ребёнка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интересный пример описан в книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители отсылают его за консультацией друг к другу, смущаются, пытаются рассказать об аистах и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»
Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы, ибо, как писал В. А. Сухомлинский, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Отвечая на вопрос ребёнка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребёнку встречный вопрос: «А как ты думаешь сам?» Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднениях ребёнка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ. Приведём пример.
Папа с шестилетней Олей рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая жёлтая шкура? «
П а п а. Вспомни, где живут львы на воле?
О л я. В пустыне.
П а п а. Как ты думаешь, что такое – пустыня?
О л я. В пустыне не растут трава и деревья и кругом песок.
П а п а. Какого цвета песок?
О л я. Жёлтого! Поняла! Львы жёлтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.
П а п а. Правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А ещё каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться, оставаться незаметным?
О л я. У белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.
П а п а. А в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?
О л я. Есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.
П а п а. Почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?
О л я. Нет, они сами прячутся от врагов.
П а п а. Подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?
О л я. Одним животным, чтобы нападать было легче, а другим, чтобы прятаться от врагов.
Чтобы так умело управлять мыслительной деятельностью ребёнка, родители сами должны много знать. Как быть в том случае, если вы не обладаете нужными знаниями, чтобы правильно ответить на вопрос сына или дочери? Разумнее не скрывать своё незнание, а предложить вместе посмотреть в справочниках, научно – популярной литературе.
Иногда дети переделывают сюжет сказки на свой лад.
Дошкольники часто задают вопросы, почему старших надо слушаться?
Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках тактичность и гуманность.
Памятка для родителей на тему
«Как отвечать на детские вопросы?»
Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.
Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.
Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос»
.